Архитектурные памятники края – это летопись в камне, это -деревянные кружева – свидетели былого и недавнего прошлого народов края. В Самаре, Сызрани, Усолье, Приволжье, в десятках отдаленных сел встречаем мы эти удивительные памятники: отдельные сооружения, фрагменты архитектурных ансамблей, небольшие изящные старинные храмы, монастырские строения, памятники гражданской архитектуры.
О чем могут рассказать эти памятники человеку сегодня? О том, какие законы красоты исповедовали наши предки. О том, как чутко приглядывались и прислушивались они к природе, в ней черпали не только вдохновение, но и мотивы своего творчества.
Самара на своих площадях и улицах собрала архитектурные памятники многих стилей и жанров.
Доминирующим остается модерн и эклектика конца XIX и начала XX веков и конца ушедшего XX века. Особенно богата памятниками истории, культуры и архитектуры историческая часть города у места владения реки Самары в Волгу. Здесь – около тысячи памятников и памятных мест. Этот район Самары – настоящий "музей под открытым небом". Архитектура старого города отражает почти всю историю развития архитектурных стилей в России от классицизма – до модерна. Наряду с двух- и трех- этажными каменными зданиями различных стилей здесь сохранилась уникальная деревянная застройка XIX в.,типичная для поволжских городов.
Приемы деревянного зодчества Самарского края разнообразны и соединяют традиции многих народов, ранее живших или пришедших в Поволжье в последние 3-4 столетия.
Наиболее интересная резьба встречается в оформлении крыш, оконных наличников и крыльца, где можно встретить конские головы, фигуры зверей и птиц, драконов и змей. Считалось, что эти символы приносят счастье, защищают от бед и несчастий, способствуют здоровью и процветанию семьи.
До середины XIX в. в деревянной застройке Самары преобладал классический стиль. В Самаре сохранились отдельные архитектурные комплексы, состоящие из "образцовых" построек середины XIX века. На улицы Комсомольской (нечетная сторона между улицами А.Толстого и Водников) находится пять усадеб, застроенных в середине XIX века.
Большой вклад в архитектуру Самары внес первый губернский архитектор Андрей Иванович Мейснер. Он явился организатором восстановления города после пожаров (особенно 12 мая 1845 г., когда "... сгорела лучшая часть города...". Самой известной его работой было здание бывшего дворянского (благородного) общественного собрания (ул.Л.Толстого, 50).
В 70-х годах XIX века столичные зодчие А.Г.Гронвальд, Н.И.Рошефор, В.А. Шретер оставили замечательные здания:
особняк купца П.С.Субботина (ул.А.Толстого,– арх. В.В.Шретер,
особняк купца Н.Ф.Дунаева (угол ул.Л.Толстого и Куйбышева, 135) -арх. А.Г.Гронвальд.
Известный самарский архитектор А.А.Щербачев украсил улицы Самары множеством неоренессансных построек:
здание Государственного банка (ул. Куйбышева, 112),
здание второй мужской гимназии (угол ул.Фрунзе и Красноармейской, 138/6).
Наиболее характерным в последней трети XIX в. в Самаре стало демократическое направление русского стиля. Драматический театр в 90-е гг. XIX в. Обнаженная кирпичная кладка стен с узорчатым орнаментом превратилась в главный элемент художественной выразительности. Ковровый рисунок фасадов включал в себя нередко кирпичные выкладки, скопированные с древнерусских храмов и крестьянских изб.
Многоликим и многообразным было проявление модерна в архитектуре Самары. Весьма колоритно – здание общественного собрания, построенное в 1914 г. по проекту архитектора Д.Л.Вернера. Оригинальная объемная композиция сооружения увенчана своеобразным по форме куполом. Угловое расположение здания соответствует принципам планировки и построения стиля модерн. Фасад отделан глазурированной плиткой двух цветов – желтого и зеленого. Применены аппликации из кованого металла на плоскости фасада. Изящное ограждение балконов гармонирует с общей композицией здания. Ныне в здании работает военно-исторический музей.
В 1913 г. в Самаре появился новый особняк в стиле модерн купца Василия Сурошникова (арх.Ф.О.Шехтель). Ритм узких окон первого этажа, эркер и балкон, поддерживаемые массивными опорами, углубленный вход в здание создают впечатление "дома-крепости". На рубеже ХIХ-ХХ вв. самарская архитектура не уступала зодчеству столичных городов ни по уровню использования современных конструкций, ни по художественным качествам отдельных зданий и сооружений.
В 20-х – 50-х годах XX в. одним из ведущих самарских зодчих был потомственный архитектор, внук П.В.Алабина – Петр Александрович Щербачев (1890-1967). В 1926 г. по его проекту было построено Управление Самаро-Златоустовской железной дороги.
В 30-е годы по его проектам строятся десятки жилых и общественных зданий, в том числе Дом сельского хозяйства (ул. Ново-Садовая, 3), Окружной Дом офицеров (ул. Рабочая, 7). Это были первые в Самаре постройки конструктивистского стиля. В этом же стиле в 30-е гг. было возведено несколько крупных общественных зданий:
Дом связи (ул. Красноармейская, 15),
Дом промышленности (угол ул. Красноармейской и Куйбышева, 139),
клуб им. Ф.Э.Дзержинского (угол ул. Пионерской и Степана Разина, 44, 46).
На рубеже ХХ-ХХI вв. архитектура Самары вновь стала приобретать индивидуальные черты. В городе возрос интерес к историческому центру, что привело к возрождению ретростилей. Это не только дань моде, но и стремление к осознанию, развитию и сохранению архитектурного наследия Самары, ставшему частью российской художественной культуры".