Навигация

С днем рождения!

Ученики

Поиск по сайту

Последние новости

Новое в блогах

Пушкинский день
Библиотека
Марафон Победы
Библиотека
Внимание! КОНКУРС!
Библиотека

Летопись в камне и деревянные кружева.

   Архитектурные памятники края – это летопись в камне, это -деревянные кружева – свидетели былого и недавнего прошлого на­родов края. В Самаре, Сызрани, Усолье, Приволжье, в десятках отдаленных сел встречаем мы эти удивительные памятники: отдельные сооружения, фрагменты архитектурных ансамблей, небольшие изящные старинные храмы, монастырские строения, памятники граж­данской архитектуры.

О чем могут рассказать эти памятники человеку сегодня? О том, какие законы красоты исповедовали наши предки. О том, как чутко приглядывались и прислушивались они к природе, в ней чер­пали не только вдохновение, но и мотивы своего творчества.

   Самара на своих площадях и улицах собрала архитектурные памятники многих стилей и жанров.

Доминирующим остается модерн и эклектика конца XIX и начала XX веков и конца ушедшего XX века. Особенно богата памятниками истории, культуры и архитекту­ры историческая часть города у места владения реки Самары в Волгу.  Здесь – около тысячи памятников и памятных мест. Этот район Самары – настоящий "музей под открытым небом". Архитекту­ра старого города отражает почти всю историю развития архитек­турных стилей в России от классицизма – до модерна. Наряду с двух- и трех- этажными каменными зданиями различных стилей здесь сохранилась уникальная деревянная застройка XIX в.,типичная для поволжских городов.

   Приемы деревянного зодчества Самарского края разнообразны и соединяют традиции многих народов, ранее живших или пришед­ших в Поволжье в последние 3-4 столетия.

Наиболее интересная резьба встречается в оформлении крыш, оконных наличников и крыльца, где можно встретить конские го­ловы, фигуры зверей и птиц, драконов и змей. Считалось, что эти символы приносят счастье, защищают от бед и несчастий, спо­собствуют здоровью и процветанию семьи.

    До середины XIX в. в деревянной застройке Самары преобладал классический стиль. В Самаре сохранились отдельные архитектурные комплексы, со­стоящие из "образцовых" построек середины XIX века. На улицы Комсомольской (нечетная сторона между улицами А.Толстого и Водников) находится пять усадеб, застроенных в середине XIX века.

Большой вклад в архитектуру Самары внес первый губернский архитектор Андрей Иванович Мейснер. Он явился организатором восстановления города после пожаров (особенно 12 мая 1845 г., когда "... сгорела лучшая часть города...".  Самой известной его работой было здание бывшего дворянского (благородного) общественного собрания (ул.Л.Толстого, 50).

      В 70-х годах XIX века столичные зодчие А.Г.Гронвальд, Н.И.Рошефор, В.А. Шретер оставили замечательные здания:

особняк купца П.С.Субботина (ул.А.Толстого,– арх. В.В.Шретер,

особняк купца Н.Ф.Дунаева (угол ул.Л.Толстого и Куйбышева, 135) -арх. А.Г.Гронвальд.

       Известный самарский архитектор А.А.Щербачев украсил улицы Самары множеством неоренессансных построек:

здание Государственного банка (ул. Куйбыше­ва, 112),

здание второй мужской гимназии (угол ул.Фрунзе и Красноармейской, 138/6).

     Наиболее характерным в последней трети XIX в. в Самаре стало демократическое направление русского стиля.   Дра­матический театр в 90-е гг. XIX в. Обнаженная кирпичная кладка стен с узорчатым орнаментом превратилась в главный элемент художественной выразительности. Ковровый рисунок фасадов включал в себя нередко кирпичные вык­ладки, скопированные с древнерусских храмов и крестьянских изб.

     Многоликим и многообразным было проявление модерна в архи­тектуре Самары.   Весьма колоритно – здание общественного собрания, построен­ное в 1914 г. по проекту архитектора Д.Л.Вернера. Оригинальная объемная композиция сооружения увенчана своеобразным по форме куполом. Угловое расположение здания соответствует принципам планировки и построения стиля модерн. Фасад отделан глазурированной плиткой двух цветов – желтого и зеленого. Применены аппликации из кованого металла на плоскости фасада. Изящное ограждение балконов гармонирует с общей композицией здания. Ныне в здании работает военно-исторический музей.

     В 1913 г. в Самаре появился новый особняк в стиле модерн купца Василия Сурошникова (арх.Ф.О.Шехтель). Ритм узких окон первого этажа, эркер и балкон, поддерживаемые массивными опо­рами, углубленный вход в здание создают впечатление "дома-кре­пости". На рубеже ХIХ-ХХ вв. самарская архитектура не уступала зодчеству столичных городов ни по уровню использования совре­менных конструкций, ни по художественным качествам отдельных зданий и сооружений.

     В 20-х – 50-х годах XX в. одним из ведущих самарских зод­чих был потомственный архитектор, внук П.В.Алабина – Петр Алек­сандрович Щербачев (1890-1967). В 1926 г. по его проекту было построено Управление Самаро-Златоустовской железной дороги.

    В 30-е годы по его проектам строятся десятки жилых и общественных зданий, в том числе Дом сельского хозяйства (ул. Ново-Садовая, 3), Окружной Дом офи­церов (ул. Рабочая, 7). Это были первые в Самаре постройки конструктивистского стиля.  В этом же стиле в 30-е гг. было воз­ведено несколько крупных общественных зданий:

Дом связи (ул. Красноармейская, 15),

Дом промышленности (угол ул. Красноармей­ской и Куйбышева, 139),

клуб им. Ф.Э.Дзержинского (угол ул. Пионерской и Степана Разина, 44, 46).

         На рубеже ХХ-ХХI вв. архитектура Самары вновь стала приоб­ретать индивидуальные черты. В городе возрос интерес к исто­рическому центру, что привело к возрождению ретростилей. Это не только дань моде, но и стремление к осозна­нию, развитию и сохранению архитектурного наследия Самары, ставшему частью российской художественной культуры".